Жанр журналистское расследование признан самым сложным жанром журналистики. С одной строны, журналист выполняет социальную функцию, вскрывая проблемы общества: коррупция, рейдерство и другие. С другой стороны, журналистское расследование может быть "заказным" материалом конкурентов. Какова роль экспертов и пиар-специалистов в создании журналистского расследования, поговорили с заместителем директора "Центра информационных проблем территорий НАН Украины" Романом Соломонюком.
Правда или испытание
Журналистское расследование - это особый жанр журналистики, задачей которого является установление истины. Цели журналистского расследования выступают одним из основных факторов, предопределяющих своеобразие данного вида деятельности. В качестве основной цели предполагается необходимость установления истинных причин определенных событий, процессов, ситуаций; обнаружения "тайных пружин" расследуемых явлений или раскрытия порочного механизма совершения преступлени, разоблачения преступников.
Расследование может проводиться с целью достижения какого-то политического или экономического результата через публикацию серии заголовков в СМИ в течение 3-6 месяцев, например:
- разоблачение деятельности экстремистской политической организаци
- выявления фактов злоупотребления должностным положением,
- смещения коррупционера с министерской должности,
- лишение махинатора депутатского иммунитета и предание его суду,
- возвращения в страну награбленных капиталов.
При создании журналистского расследования нужно учитывать мнения нескольких экспертов. Если в материале представлены комментарии только одной стороны, и они явно негативные, то можно сделать вывод, что это "черный PR".
Центр з інформаційних проблем територій НАН України
Журналистское расследование может быть проявлением "черного PR", когда конкуренты решают уничтожить доброе имя компании. Тогда-то начинают всплывать "тайные сделки", "нарушение законодательства", а "эксперты" дают негативные отзывы и комментарии о деятельности бизнеса, призывая власть обратить внимание на нарушителя закона.
Инструменты и методы журналистского расследования
Журналистские расследования нужны для выявления ошибок, негативов в работе публичных структур, требующих контроля (прежде всего власти). Сегодня мало реальных расследований в классическом понимании, как это было, скажем, в США. Методов можно назвать два основных.
- Информация от вторичного источника (подача официальных запросов)
- Собственный анализ открытых данных (общение с информаторами и открытые данные)
При создании журналистского расследования нужно учитывать мнения нескольких экспертов. Если в материале представлены комментарии только одной стороны, и они явно негативные, то можно сделать вывод, что это "черный PR".
Как журналисты манипулируют экспертами
Сами того не осозновая, эксперты могут быть вовлечены в игры. Поэтому при подготовке комментария на ту или иную тему, удостоверьтесь, что перед вами настойящий журналист, а не "засланный козачек" компании-конкурента. У корреспондента можно попросить удостоверение журналиста, а также поискать информацию в интернет.
Пользуйтесь специальными платформами для передачи информации. В таком случае вы всегда сможете отследить информацию, которую вы передаете.
Что касается компаний, то необходимо выстраивать эффективные и прозрачные коммуникации с обществом. Если бизнес открыто говорит о своих достижениях и кризисах с аудиторией, то подготовить негативный материал о такой компании будет сложно. Привлекайте к работе с коммуникациями профессионалов. Тогда вы сможете реально минимизировать риски информационных атак.
А пока посмотрите открытые запросы на Deadline, чтобы получить бесплатную позитивную или нейтральную публикацию в СМИ.Русский