Ежегодно десятки средств массовой информации проводят собственные исследования, составляют рейтинги и презентуют результаты опросов и срезов информированности целевых аудиторий. До сих пор достоверно неизвестно, какие методы применяются при проведении исследований и насколько точны полученные данные. Кроме того, что это отличный инфоповод, стоит ли доверять результатам рейтингов, проводимых СМИ, и как организовать точное исследование, социолог, эксперт по коммуникациям, менеджер политических кампаний Роман Соломонюк.
Объективность
В зависимости от того, как проводят рейтинги, как формируют выборку - можно рассуждать про объективность. Как правило большинство опросов, проводящих СМИ являются нерепрезентативными. То есть они отражают лишь мнение аудитории этих СМИ. Соответственно эта информация должна указываться при обнародовании такого опроса или рейтинга.
Однако рейтинги правдивы, если опрошены реальные люди, но необъективны в отношении общества в целом, как правило, кроме случаев, когда формируется модель общества в целом, или социума определенного географического региона (район, город, страна) с учетом возрастных, демографических и других особенностей. Такие результаты являются объективными для аудитории конкретного СМИ.
Как организовать. Практика
Ключевым вопросом является цель такого опроса. Если есть желание узнать мнение аудитории своего издания по тем или иным вопросам, тогда формируется выборка, которая отображает генеральную совокупность (портрет) потребителя информации СМИ. Подбирается пропорциональное количество читателей определенного возраста, занятия, социального статуса. Хотя такие параметры будет довольно трудно выделить, поскольку люди не всегда склонны делиться информацией о себе.
В зависимости от сложности и количества. Для простых опросов можно использовать google формы. Для более сложных нужен специализированный софт, или подрядчик, который занимается опросами профессионально.
Оценка объективности
Если речь идет об оценке политических рейтингов, что обнародуются, нужно следить за тем, как подается информация. Скажем, если подают рейтинги "среди тех, кто пойдет на выборы", "среди тех, кто определился", - это уже манипуляция цифрами. В целом же любой рейтинг имеет значение в данный момент. Через месяц и даже через неделю под влиянием разных событий внутренних, так и внешних рейтинг может измениться. Сегодня обнародование рейтингов - это больше попытка влиять на формирование общественного мнения. Хотя, как показывает практика, это влияние незначительное. Человек значительно сложнее и принимает решение о голосовании за кандидата или выбор бренда под влиянием многих различных факторов (услышанная информация, мнения знакомых и друзей). Обнародован рейтинг влияет на это мало. Но "политические заказчики" верят, что обнародование рейтинга влияет на общественное мнение.
Deadline cотрудничает с компанией по медиа-мониторингу Looqme, недавно ребята запустили серию выпусков на канале, чтобы отслеживать выборы-2019.