Выиграть суд у клеветников может быть успехом. Но часто важнее выиграть публичную схватку. Продажи и отношение клиентов будет зависеть от того, с чем вы остались после скандала. А суд можно и проиграть. Про отрасли, которые наиболее чувствительны к репутационным рискам и как избежать их возникновения в материале на Deadline
Что такое "репутационный риск"?
Под репутационным риском обычно понимается возможность возникновения ситуации, которая может негативно повлиять на репутацию компании. Проще говоря, это «бомба», которая не разорвалась, но в любой момент может это сделать. Учитывая, что репутация компании зарабатывается не за один год, и серьезные рыночные игроки дорожат своим добрым именем, такие риски могут оказывать чувствительное воздействие. В качестве примеров можно привести Илона Маска с его пристрастием к сильнодействующим веществам или же любовь Дональда Трампа к твиттеру. В первом случае спонтанное курение марихуаны в прямом эфире можно считать реализовавшимся репутационным риском, который сказался как на самом инноваторе (его отстранили от одной из занимаемых должностей, обязав согласовывать с PR-подразделением любые публичные выступления), так и на его бизнесе (стоимость акций Tesla сильно обвалилась). В случае с Трампом потенциальный риск несет любой его твит, поэтому Госдепартамент принял решение ограничить доступ Президента к этой социальной сети.
Построение работы по формированию имиджа
Cамую большую опасность репутационные риски несут для международных публичных компаний, торгующихся на биржах, и для крупных рыночных игроков, чья репутация тесно переплетена с репутацией медийного владельца. Взаимосвязь прямо пропорциональна: чем серьезней «прокол» получился у владельца, тем более весомые последствия может ощутить его бизнес.
Застраховаться от возникновения репутационных рисков на 100% невозможно – но можно выстроить систему их предупреждения и оперативного нивелирования. Здесь важно, как минимум, понимать, какие это могут быть риски и прописать алгоритм действий в случае их срабатывания. Вплоть до конкретных тезисов, которые будут озвучиваться в ситуации срабатывания так называемого «красного» критичного риска.
Стоит заранее подготовить антикризисную стратегию, собрать пул лояльных СМИ и укреплять позиции компании за счет постоянных публикаций в медиа. Deadline поможет в организации публикаций в любых видах медиа.
Как прогнозировать возникновение рисков
Единого рецепта нет, и «подстелить соломку» везде не получится. При этом необходимо понимать, какие это могут быть риски, с чем они связаны, можно ли повлиять на факторы этих рисков и как это сделать. Словом, знайте каждый ваш риск «в лицо» – так будет гораздо проще его не допустить или «погасить» последствия.
Команда Deadline подсказывает, что есть медиа-мониторинговые системы, которые позволяют в масштбах выявить угрозы и вовремя предотвратить. По словам эксперта по управлению репутацией в корпоративном, политическом и государственном секторах Александра Скрипченко, главным критерием оценки ежедневной работы штатного пиарщика является тональность упоминаний о бренде его работодателя в информационной среде. Конечно, за исключением подконтрольных пиарщику информационных площадок (сайты работодателя, его страницы в социальных сетях). Их оптимальным соотношением, при котором работа пиарщика оценивается как удовлетворительная, является: 10% негативных, 40% позитивных и 50% нейтральных упоминаний.
Атаковали вас или нет, посмотрите открытые запросы журналистов. Если отвечать 1 раз в день, то через 10 дней можно получить 10 бесплатных публикаций.
Что делать, если кризис уже возник
Конечно же, самый лучший вариант – если удалось кризиса не допустить. Но если уж он случился, а вы – публичная компания, то главное помнить об основных вещах. Что нужно делать в первую очередь и чего делать точно не стоит.
- Не паникуйте. Помните принцип Карлсона – спокойствие и только спокойствие. Паника неуместна и только распылит ваши усилия.
- Создайте кризисный штаб. Многое зависит от масштабов кризиса, но при действительно непростой ситуации (массовые забастовки, рейдерский захват и т.д.) нужно незамедлительно создать штаб оперативного реагирования, который возьмет на себя любые исходящие коммуникации по кризису. И этого пункта вытекает третий: любая информация вовне должна быть согласована с кризисным штабом. Это важно, чтобы избежать утечек и подавать информацию в правильном ракурсе.
- Информируйте общество о развитии кризисной ситуации. В первые часы крайне желательно делать это ежечасно – это даст понять, что вы предпринимаете необходимые меры и держите ситуацию под контролем.