Бизнес в Украине формировался уже на старте в условиях борьбы. Методы обогащения использовались разнообразные и далеко не всегда пригодные для формирования доброго имени. На том этапе про гудвилл никто и не думал. Условно к середине 2000-х актуальным стал вопрос ребрендинга — менялись названия компаний, групп, создавались новые торговые марки, знаки, задача которых (помимо увеличения продаж и повышения прибыльности) сводилась к формированию Репутации Компании. Связано это было в первую очередь с увеличением объемов экспортной составляющей и выходом на внешние рынки. Здесь история компании, ее структура и прозрачность имели немаловажное значение. В большей мере такие задачи стояли перед группами, стремящимися к дешевому финансированию — через IPO и прочие мировые площадки.
Новая волна комплаенса
Новой вехой на пути к открытости стали события, связанные с утечкой и дальнейшим обнародованием конфиденциальной информации о бизнес-структурах мировых лидеров. Вспомним публикацию конфиденциальных документов панамской юридической фирмы Mossack Fonseca об офшорных сделках.
Смещение акцентов
За оффшорными скандалами последовали глобальные политические процессы, которые на уровне нормативного регулирования сформировали новый тренд: Репутация Лица. На первое место выходит имя человека, будь то владелец компании, ее менеджер, контролер. Процесс легализации, выхода из тени ярких обезличенных вывесок тех, кто за ними стоит, идет по нарастающей и приобрел особую остроту с прошлого года.
Репутационные риски в 2019Текущий год может стать краеугольным с его угрозами принятия закона о контролируемых иностранных компаниях. Трансфертное ценообразование, замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал, план по выполнению Украиной мероприятий BEPS, автоматический обмен финансовой информацией в рамках CRS — все это уже наша с вами действительность, которая с каждым годом будет приобретать новые формы и наращивать масштабы. Таким образом, помимо очевидных для бизнеса экономических ахтунгов, усиливаются множественные санкционные риски, которые так или иначе связаны с Репутацией компании и ее фактических владельцев. |
Рекомендуємо також
16.01.2019
18562
31.10.2018
7223
|
Виды репутационных рисков
Существуют три кита Комплаенса по управлению рисками, которого придерживается здравомыслящий владелец. Ниже — краткий набор «узких мест» для контролера, подлежащих систематическому мониторингу.
- Финансы. Финансовое состояние компании на первой ступени ее репутационной составляющей. Аффилированные риски — риск неплатежей, блокировки счетов и транзакций, неэффективного использования ресурса, неоправданных трат, невозможность привлечения доступных кредитных средств по причине отсутствия прозрачности структуры, операционные потери... Задача внутреннего Финансового комплаенса — постоянный мониторинг баланса, состояния платежеспособности компании, соответствию структуре, следование принципу «знай своего клиента», отслеживание взаимоотношений с банками и контрагентами.
- Люди. Кадры не всегда «решают все», но являются важным моментом в репутации компании. Профили раскрывшихся бенефициаров, CEO, их публичные высказывания, заявления, манеры, насколько они отстоят от политики, не замешаны в скандалах, неподкупны, честны и преданны Компании, насколько разделяют ее ценности и следуют вектору. Касательно сотрудников компании — кроме тщательного отбора кандидатов, существенное значение имеет дальнейшая работа отдела HR и безопасности по отслеживанию негативных «человеческих факторов» и своевременному предотвращению потенциальных рисков, могущих привести к общему кризису компании. Пожалуй, сложнее дела обстоят с партнерскими взаимоотношениями: личностный аспект касается и этого порядка, от чего мы становимся свидетелями громких скандалов и расставаний, преследований и, как следствие — переформатирования проектов. Если не устранить, то сгладить последствия и убытки, призван Корпоративный Комплаенс с отлажено функционирующей программой.
- Безопасность сетей и защита информации. Промышленный и коммерческий шпионаж никто не отменял, он изменил формы. На смену накаченным агентам, преодолевающим с чертежами колючую проволоку секретных предприятий, пришли «прокачанные» очкарики, свободно блуждающие по миру, не выползая из собственного пуфа, и перепродающие терабайты дорогостоящей информации. В помощь внешним безопасникам на аутсорсинге — Антикоррупционный комплаенс в качестве стандарта компании.
Как реагировать, если кризис уже случился
Первым делом, юрист порекомендует компании обратиться в суд, чтобы издание, опубликовавшее неправдивую информацию, удалило ее и принесла извинения. Но судебные процессы могут длиться месяцами, поэтому это решение не самое разумное.
Второй вариант - это открытое письмо в издание с призывом немедленно удалить провокационный и неправдивый материал. В этом поможет грамотный юрист, который без труда составит подходящее письмо.
Третьй вариант - провести пресс-брифинг, где озвучить контраргументы и разом опровергнуть неправдивую информацию. На брифинг желательно пригласить юриста, который сможет объяснить законную сторону дела.
Чтобы спланировать работу по кризисному планированию, Deadline советует поинтересоваться:
- Ожидает ли компания в ближайшее время негативные публикации?
- Есть ли у компании корпоративные, судебные конфликты?
- Источники негатива: желательно описать со стороны каких компаний или лиц ожидается негатив, какими ресурсами эти источники располагают
- Хочет ли компания снять негативные публикации (это можно сделать при участии юристов)
- Какие основные посылы хочется донести до органов государственной власти, подрядчиков, клиентов, сотрудников (кратко)
- Какие направления работ ведутся в сфере GR
А чтобы обезопасить бизнес от информационных атак, стоит заранее сформировать положительный имидж компании благодаря публикациям в СМИ. Deadline помогает. Компании Украины, особенно позитивные стартапы, это не наркобароны, бояться информации в медиа все же не стоит! Русский