Авторами четырех основных коммуникативных моделей PR-деятельности выступили американские специалисты Дж. Грюниг и Т. Хант. Рассмотрим их подробнее. Знание основных принципов коммуникативных моделей позволит сделать работу пиарщика еще более эффективной, а отдельному эксперту заполнить знания. Перед тем, как обратиться за помощью к пиар-специалисту или пиар-агентству, лучше определиться, какая из приведенных PR-моделей ближе всего к вашей ситуации. Тогда усилия пиар-специалистов и компании будут направлены в единое русло. Русский
Модель пресс-агентства, паблисити, манипуляции, пропаганды, рекламы
Главный девиз этой коммуникативной модели - «Сбыть и смыться». Больше половины украинских компаний используют именно эту модель, главной целью которой является создание спроса на товар или услугу компании. При этом правдивость и объективность информации, которую транслирует компания или политическая партия, не являются обязательными. Главная задача - максимально мотивировать клиентов покупать товар, голосовать за определенного кандидата или совершать другие действия, ради которых организована вся рекламная деятельность. PR-специалист не заботится об имидже компании. Чаще всего такую модель используют те организации, которые не планируют долго задерживаться на рынке.
Модель информирования общественности
Эта модель направлена на формирования доверия и доброжелательности клиентов к компании. PR-специалисты работают над созданием прочных взаимоотношений между компанией и клиентами, которые базируются на принципах открытости и доверия. Как это выглядит на практике? Руководство компании постоянно проводит открытые пресс-конференции и слушания. Средства массовой информации часто публикуют интервью и статьи о фирме, а на сайте представлены исчерпывающие данные о финансовых результатах, стратегии развития, команде и так далее. Клиент получает беспрепятственный доступ к информации.
Модель двусторонней ассиметричной коммуникации
Коммуникации, построенные на данной модели, отличаются полнейшим несоответствие запросов аудитории и коммуникаторов. Фактически компания говорит только о том, о чем считает нужным, не учитывая интересы аудитории. Такую модель коммуникаций периодически используют для подавления внутриполитических и внутриэкономических кризисов.
Этот же прием используют и компании в период кризиса. Во время сокращения штата, потери рынков сбыта, компании говорят о повышении заработной платы, увеличении производства, социальных программах. Такие коммуникации переносят фокус с негативных фактов на позитивные.
Двусторонняя симметричная модель
В основе симметричной модели PR лежит изучение восприятия компании или товара аудиторией с последующим выстраиванием диалога. В этом и есть симметрия: компания выявляет представления и ожидания потребителей и предлагаем им те услуги или товары, которые они хотят в виде диалога, т.е. с использованием определенных мероприиятий: конкурсов, акций, флеш-мобов и другое.
Вся задумка в том, чтобы не менять поведение аудитории, а подстроить стратегию компании под потребности и ожидания потребителей. Deadline.com.ua рассказывал об особенностях двусторонней симметричной модели ранее, и о том, как ее применение спасло не один бизнес от краха.
Знание особенностей той или иной модели коммуникаций позволит PR-специалисту эффективнее планировать свою деятельность в той или иной ситуации. Попрактикуйте работу прямо сейчас, открытые темы запросов ниже.