Фейковые новости заполняют медиа пространство, и порой даже самым опытным журналистам сложно отличить ложь от правды. Ежегодный рейтинг, который проводит Reuters Institute for the study of journalism в сотрудничестве с Оксфордским университетом выявил страны с самым высоким рейтингом фейковых новостей в эфире телеканалов и интернет-источниках. Возглавляют анти-рейтинг Турция, Мексика и Бразилия.
Украина в данный рейтинг не попала. Тем не менее, проблема борьбы с фейковыми новостями остается одной из главной в отечественном медиа бизнесе. Еще в начале года правительство страны призвало СМИ объединиться в борьбе против дезинформации. Но чаще всего фейки создаются не специально, а случайно. К примеру, непроверенные факты, озвученные руководителем компании, тут же будут восприняты, как фейк, а на бизнес начнуться нападки хейтеров. Как соблюдать баланс фактов, чтобы не попасть с неприятную ситуацию.
1. Ищите подтверждение в первоисточниках
Если вы оперируете не собственными данные, а общедоступной статистикой, то обязательно проверяйте ее достоверность. Ищите подтверждение данных в нескольких источниках, запрашивайте официальное подтверждение правдивости фактов в организации, на которую ссылаетесь. Самый просто способ удостовериться в подлинности данных - найдите их первоисточник. Если там не оказалось информации, значит вы имеете дело с фейком.
2. Проверьте информацию на других ресурсах
Если факты правдивые, то вы сможете с легкостью найти похожие материалы на сайтах других изданий. Не спешите делать выводы и ссылаться в своем выступлении на материал из СМИ. Проверьте информацию на других крупных новостных порталах, типа УНИАН, Украинская правда и другие. Если не нашли подтверждения, то это "утка".
3. Проверяйте собственные данные
Перед тем, как сделать заявление в СМИ, проверьте подлинность всех фактов. Если вы не уверены в них на 90%, то лучше убрать эту информацию из речи.
4. Проверяйте соцопросы
Больше всего фейковых данных связаны с мнимыми соцопросами, на которые вы равняетесь. Уточняйте данные на сайте социологической или маркетинговой компании, которая проводила опрос, запросите официальный отчет. Порядка 50% опросов в интернет - фейк.
Если вы не уверены, что сможете подготовить правильное выступление в СМИ, то доверьте эту работу профессионалам. И посмотрите открытые запросы.