Deadline продолжает серию выпусков материалов о кризисном реагировании. Сама по себе ситуация, когда вас застали врасплох уже катастрофа. Лучше играть на опережение. Пояснительная статья для начинающих коммуникаторов
Что такое "репутационный риск"
Согласно терминологии FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), репутационный риск - "эффект от негативной информации об организации, ее бизнесе и коммерческих отношений, независимо от точности такой информации, который приведет к потере общественного доверия к целостности организации". То есть это прямые или косвенные финансовые потери, которые несет организация от действий других участников рынка, потребителей или регуляторов в связи с негативным информационным фоном вокруг организации. Это чревато тем, что даже когда организация предлагает адекватный продукт, который интересен клиентам, реализация продукта может провалиться, так как часть клиентов откажется от покупки продукта из потенциального риска, информацию о котором они получили из открытых источников или слухов. Подобная ситуация так же может принести сложности при взаимодействии с регуляторами и контролирующими органами, так как негативная репутация дает дополнительные основания проверяющему для более углубленной проверки или иных средств влияния.
Какие отрасли наиболее чувствительны к репутационным рискам
Репутационному риску в первую очередь подвержены публичные компании финансового сектора, которые связаны с массовым обслуживанием и предоставлением финансовых услуг (банки, платежные системы, страховые компании и иные учреждения которые работают со средствами третьих лиц). Такие компании (а также еще более закрытые и венчурные инвестиционные компании, хеджфонды) имеют значительный портфель клиентов, и самый значительный риск, который ведет к резкому оттоку клиентов и ресурсов, является репутационный риск. То есть если по банку, который работает с физлицами по депозитам, проходит негативная информация (даже не проверенная), и банк не смог справится с данным информационным событием, то эффект для него может быть фатальным, так же как и для его клиентов.
Compliance: что это и зачем это бизнесу
Базой для работы компаний, которые подвержены репутационному риску, является рискоориентированный подход - методика принятия решения при котором учитывается не только доход и операционный риск, но и так же берутся во внимания остальные риски, такие как юридический, риск концентрации и соответсвенно репутационный. Для подобных процессов, организации открывают отдел "compliance", который дополнительно проверяет сделки или проекты сделок, которые по внутренней политике будут считаться значительными для компании. Минимальным набором для управления данным риском является внедрение процедуры KYC (know your customer- "Знай своего клиента") и KYE (know your employee - Знай своего сотрудника). Именно взаимодействие с внешними контрагентами (мошенничество, судебные разбирательства, клевета) и сотрудниками (конфликт интересов, домогательства , коррупция) является самым рискованным участком с точки зрения репутационного риска.
Огромную роль в управлении рисками отводится СМИ, которые оказывают огромное влияние на клиентов и партнеров компании. Благодаря правильной и планомерной работы со СМИ, компании могут:
- создать благоприятный имидж, который будет тяжело испортить несколькими негативными вбросами;
- транслировать контраргументы в момент возникновения кризиса;
- избежать негативных публикаций за счет лояльности СМИ;
- журналисты могут стать информаторами компании и сообщить о возможности информационной атаки.
Чтобы сделать СМИ своими друзьями и помощниками, необходимо постоянно взаимодействовать с ними.
Как прогнозировать риски. Старайтесь не ссорится
Какой то конкретной методики прогнозирования именно репутационных рисков нет. Постарайтесь не ссорится. Компания должна определить для себя объем бюджета необходимого на управление информационным фоном по своей компании. Если данная цифра не будет заложена, и не будет заранее заготовленного сценария на случай информационной атаки, то изза внутренней неповоротливости крупных компаний эффект может быть фатальным. Для компании требуется провести анализ своей деятельности, определить слабые места уязвимые для слухов или иной информ атаки и разработать ряд сценарием поведения сотрудников компании.
На Deadline каждый день появляются новые запросы от журналистов. Газеты помогают формировать нужно медиа-поле. Если 1 раз в день отвечать журналисту, то через 10 дней можно получить 10 публикаций бесплатно, сэкономить бюджет компании и "подвинуть" негативную выдачу в поиске или объяснить её по-новому.