Независимые региональные медиа готовят качественный контент для своей аудитории. В то же время низкий горизонт планирования, трудности в построении команды и управлении операционной деятельностью мешают им развиваться и быть прибыльными.
Нет дорожной карты на будущее
Большинство независимых региональных медиа не являются прибыльными, находятся на грани “выживания” и требуют дотаций. В основном, это - малые организации (4-15 работников), созданные вокруг изначальной идеи, которая получила финансовую поддержку (донорскую или частных лиц). Меньше половины медиа занимающихся коммерческой деятельностью на постоянной основе и не имеют коммерческого отдела. Обычно у них нет культуры долгосрочного планирования и системности в финансовом и операционном менеджменте. Если 54% опрошенных медиа осуществляют стратегическое планирование на следующие 12 месяцев, то только 33% готовят финансовый план (бюджет, как отдельный документ) на год вперед. Лишь 33% медиа осуществляют годовое финансовое планирование.
Финансовое планирование как функция размывается через ограниченное применение (или же вообще отсутствие). Меньше, чем половина СМИ, участвовавших в исследовании, имеют финансовых директоров или менеджеров. Закономерно, что 80% не могут существовать без субсидий или дотаций.
Критические недостатки построения команды
Независимые региональные медиа часто создаются группой учредителей - в основном журналистов, которым не хватает навыков медіапідприємництва, управления проектами и HR, опыта налаживания бизнес процессов.
Преимущественно, в ходе роста медиа не решают эти проблемы, в отличие от обычных старт-апов или малого и среднего бизнеса, которые становятся более структурированными в процессе развития. Зато штат базируется на потребностях редактора, а не на коммерческой или организационной логике, что приводит к несоответствию между обязанностями и умениями (большее внимание уделяют производству контента, по сравнению с его продвижением, налаживанием коммерческих процессов и тому подобное).
Функциональные пробелы является характерными проблемами для 2/3 медиа, поэтому медиаменеджеры не имеют возможности наладить систему отслеживания фідбеку и быстрого реагирования на запросы аудитории и коммерческих партнеров.
Только 8% опрошенных медиа имеют весь необходимый персонал
Ограниченное финансирование (низкие зарплаты), выполнения дополнительных обязанностей редакторами (например, HR или маркетинга) не могут обеспечить все потребности редакции и медиа не имеют возможностей это изменить.
Неэффективная ежедневная суета
Редакторы перегружены ежедневной рутиной и несвойственными им функциями, поэтому не уделяют времени долгосрочному планированию и структурированию их медиа. Половина организаций не применяют ключевых показателей эффективности (KPI) для журналистов (еще меньше - для других работников).
Медиа, применяющие KPI, иногда формулируют их неконкретно (например, "быть честным", "стрессоустойчивость" и т. д.). Так же рабочий процесс и распределение обязанностей является ситуативным, что оказывает давление на и так перегруженные и напряженные команды.
Все это является препятствиями для развития, и они будут лишь усугубляться в процессе роста и увеличения финансирования. Без четкой структуры и KPI интегрировать новые функции или же новых работников будет сложно. К тому же неэффективная организация операционной деятельности медиа мешать развиваться в долгосрочной перспективе.
Рекомендации для доноров и инвесторов:
1. Оказывать поддержку редакторам и CEO в более эффективной организации ежедневной работы, чтобы избежать “выгорания” или распада команд за увеличения давления и объема работы, особенно, в предвыборный период.
2. Создавать механизмы поддержки “matching-funds”, чтобы поощрять коммерческую деятельность.
3. Прямая поддержка развития долгосрочных устойчивых медиа. Для этого, по мнению редакторов, первоочередными потребностями являются:
92% - знания об альтернативных источниках дохода (не гранты);
83% - консультационная поддержка в финансовом планировании и подготовке бюджета;
88% - помощь в проведении сессии стратегического планирования.
Демография респондентов:
24 независимых региональных медиа (18 из 24 областей Украины).
Медиаканалы респондентов: 1 радио, 3 телеканала, 7 газет, 23 сайта.
Независимость определялась как отсутствие влияния на редакционную политику, отсутствие предоплаченной немаркированного контента (“джинсы”).
Полный текст исследования “Независимые региональные медиа: хрупкое существование” на украинском языке вы можете скачать здесь, английская версия здесь.
Media Development Foundation (Фонд развития СМИ)
MDF – это медиа хаб экспертизы и центр передового опыта, который нацелен на расширение прав и возможностей журналистов и поддержку развития устойчивых и независимых медиа в Украине и в Центральной и Восточной Европе.