Нет ничего печальнее, чем корпоративное СМИ, которое никому не нужно. Серьезно, все эти тонны бумаги, которые лежат в крупных компаниях стопками, к которым ни разу никто не прикасался, навевают дикую тоску.
Кажется, что многие компании делают корпоративное СМИ «чтобы было» и «потому что так надо». Редактор Deadline Оксана Голышева вместе с экспертом по внутренним коммуникациям Александром Бойко, pr-менеджером и IT-консультантом, разбирались для читателей, как сделать нужное корпоративное СМИ, которое будут читать.
Любим начинать статьи с основных вопросов, которые должен задать себе тот, кто делает корпоративное СМИ. Потому что именно с этого и нужно начинать, чтобы все получилось.
- В какой форме будет выходить СМИ: онлайн, печатное
- Кто ЦА вашего корпоративного СМИ: сотрудники, клиенты, акционеры
- Как часто оно будет выходить и чем будет отличаться от новостей на сайте компании
- Какие задачи оно будет решать: сплочение команды, получение обратной связи, информирование клиентов и акционеров и т.п.
Рассказывает эксперт по внутренним коммуникациям, PR-менеджер группы компаний МУК Александр Бойко, что на его взгляд, основная проблема украинских компаний в том, что они чаще просто выказывают тотальное недоверие своим сотрудникам, боятся их, не знают что и как им говорить, и считают что к сотрудникам ничего кроме "давай работать" сказать и ничего нельзя "чтобы-не-расслаблялись". И это "говорится" не только словами, а всем: отношением, порядками, устройством офисной жизни. Внутренний имидж, внутренние коммуникации пропускаются в планировании развития отношений, для наших руководителей сотрудники - не бизнес-партнеры. В ситуации с корпоративной, внутренней газетой / инфолистком / буклетом и т.д. важно и что компания говорит своим сотрудникам и как она им это скажет. А в какой форме это будет выражено - уже не важно, хоть в виде внутренней рассылки "на всех" с последними новостями компании. Были и варианты "топорной реализации внутреннего разговора" - так как корпоративная газета, похожая на партийную агитку - еще худший вариант, так как презрительное молчание лучше вранья. Основная проблема заключается в том, что во внутреннем имидже компании и внутренних коммуникациях компании чаще всего не видят никакого ресурса.
Deadline с этим полностью согласен. Мы бывали в разных компаниях и видели очень мало изданий, хорошо написанных, и которые приятно взять в руки. Чтобы издание выглядело прилично, мало просто нагрузить PR-менеджера дополнительной работой, нужно нанять:
- редактора
- журналиста
- дизайнера/верстальщика
- фотографа
И это все, как минимум.
Нужно корпоративное СМИ или нет, зависит от размера компании
Как рассказывает Александр, в его богатом рабочем опыте редко руководство компаний понимало важность разговора со своими же людьми. Как результат, в одной компании (оставим ее название неизвестным) более 50% персонала тихо ненавидели собственную работу, руководство, из-за чего бизнес нес убытки в виде большой текучки кадров, и невысокие показатели работы в виду нелояльности персонала.
Нужно четко представлять для кого внутреннее СМИ будет актуальным. Для стартапа из 5 человек это не нужно. Если больше 20 человек в компании, и в разных распределенных офисах (часто в разных странах) - да, нужно, так как если коллектив более 20 человек, в нем в любом случае будут группы по интересам и общению, и их нужно переопылять между собой, тогда они будут чувствовать, что работают в одной компании, а не в разных группках
Группа компаний МУК
Кстати, у нас в Deadline, как и во многих компаниях, где работает не более 20 человек, роль такого медиа-органа выполняет внутренний портал (Битрикс24). Он играет роль такого внутренней соцсети, где есть лента из новостей, есть возможность делать комментарии и т.д
Нужно ли корпоративное СМИ клиентам? Да
Вы можете определить, нужно ли вам корпоративное СМИ, направленное на клиентов, если ответите на следующие вопросы:
- Как часто компания появляется в традиционных СМИ?
- Насколько эффективна традиционная реклама?
- Если ли у вас неохваченное поле спроса, куда не дотянутся стандартным СМИ?
- Есть ли у вас мероприятия, мнения, ключевые ценности, которые важно донести до аудитории в формате СМИ, а не рекламы?
Продуктовые и фармацевтические бренды часто делают собственное нишевое СМИ, чтобы напрямую вести диалог с клиентами, а не платить за рекламу другим СМИ. По такому пути пошли Кока-Кола, Ред Булл, а также многие бренды, которые создали собственные сайты о здоровье для своих клиентов, где только между строк и не очень навязчиво рекламируют свою продукцию.
Как измерить эффективность корпоративного СМИ для сотрудников или для киентов?
Критерии успешности клиентского или корпоративного СМИ можно измерить разными показателями:
- Лояльность клиентов / Текучесть кадров
- Соотношение тиража и охвата
- Неиспользованный остаток (данные по месяцам), если это печатное СМИ
- Показатель отклика на коммуникации (участие в опросе, конкурсе, мероприятии) в % от аудитории
Александр Бойко считает, что «внутренние коммуникации измеряются коэфициентом участия во внерабочих проектах, которые инициировала компания, например, - сдача крови для кого-либо, если больше половины сотрудников - очень хорошо, если меньше - нужно искать причины, и увеличивать коммуникацию персонала не только на ежегодных корпоративах».
Пока вы читали эту статью, у нас добавились открытые запросы от журналистов. Помагайте репортерам, создавайте интересный материал, улуйшайте медиа-поле Украины.