Банковская сфера - одна из немногих, которая постоянно подвергается давлению и провокациям со стороны конкурентов, властей и общества в целом. Как защитить бизнес от репутационных кризисов и не допустить их возникновения в будущем, рассказывает эксперт ресурса Deadline бизнес-тренер, коуч Елена Мазура.
На сегодняшний день основными причинами возникновения кризисных ситуаций в финансовом секторе является неправильное управление рабочими процессами и финансовыми потоками, некорректная работа регуляторов и антикризисных консалтинговых структур, агрессивная, необдуманная реакция на кризис в стране и мировой кризис в целом, выведение платежеспособных банковских структур с иностранным капиталом, переоценка виртуальных денег, тотальные неплатежи по ипотечным займам.
Большинство кризисов в банковской сфере все же созданы искусственно, как раз с целью пошатнуть стабильную работу учреждений.
Все возникающие кризисы можно разделить на локальные и глобальные. На локальном уровне это могут быть ситуации, связанные с банковским кризисом. Чаще всего такой кризис формируется искусственно: распространяется неправидивая информация о скором прекращении деятельности банка. Как результат - вкладчики массово начинают вывод депозитов из структуры. Тот же "Приват банк" дважды переживал такой кризис. Первый раз в 2009 году, когда была распространена информация о национализации учреждения после банкротства, и второй раз в 2015 году.
Валютные кризисы приводят к оттоку иностранной валюты зарубеж. Следствием такого кризиса является падение курса гривны, увеличение цен на потребительские и другие товары. Ликвидный кризис - потеря кредита доверия между банками, отсутствие наличных средств для финансовых операций и выплат по депозитам.
В глобальном плане можно выделить суверенный дефолт - банкротство государства, когда государство признает, что не может расплатиться по своим обязательствам.
Кризисные ситуации могут привести к банкротству и полной ликвидации банковского или финансового учреждения, финансовая зависимость от других структур, что приводит к возникновению "долговой ямы", потеря репутации, кредита доверия партнеров, инвесторов, клиентов, уход иностранных инвесторов и капитала с рынка страны.
Как реагировать на кризис
На любой кризис нужна адекватная реакция. Замалчивание проблемы лишь приведет к ее усугублению. Как минимум, необходимо начинать с повышения финансовой грамотности на фоне массового тотального ликбеза. Многие структуры попросту не знают, как реагировать на кризис, что делать и чего не делать.
Преодоление репутационных кризисов возложено на PR-специалистам, поэтому очень важно, чтобы менеджер по коммуникациям обладал необходимыми знаниями, опытом, а главное, имел готовую базу лояльных СМИ, которые помогут транслировать месседжи компании во вне.
Бизнес-клуб, Продюсерский Центр Монетизации Брендов
Что нужно делать, если кризис уже наступил:
- оцените масштабы кризиса. Для этого проанализируйте прессу, отследите частоту и тональность публикаций;
- привлекайте для трансляции позиции компании руководителей или уполномоченных лиц компании, независимых экспертов, которые смогут реально оценить масштаб кризиса и возможности компании;
- оценивайте изменение ситуации после каждого публичного заявления или каждого действия антикризисного штаба.
Возникновение кризиса всегда легче предвосхитить, чем реагировать на него. Поэтому в компании должна быть сформирована четкая стратегия мониторинга информации, разработан комлекс мероприятий, направленный на устранение любых негативных проявлений в информационном поле.
Пока вы читали эту статью, у нас появились новые запросы от журналистов. Чтобы ответить на запрос журналиста, просто нажмите на название подходящей темы.